Дзен
История
Если Линия тантры в традиции Серединного Пути тайная, не проявленная, то Линия чань-буддизма рассказывает об истории Учения, об учителях, совершенно открыто.
Эта Линия берёт своё начало от Будды Шакьямуни, который проповедовал в Индии 2,5 тыс. лет назад. Затем Линию продолжили двадцать девять Патриархов. История передачи Учения от Будды к его ученику Махакашьяпе, считается основанием школы дзен- или чань-буддизма. После того, как Махакашьяпа стал вторым Патриархом буддизма, Учение развивалось в основном на территории Индии. Несколько сотен лет Учение передавалось от одного Патриарха к другому. Так продолжалось до 29 Патриарха - Бодхидхармы, Великого Бодхидхармы, который принёс Учение в Китай.
В начале на санскрите направление назвали "дхьяна", что в переводе означает "медитация". С приходом Бодхидхармы оно получило название "чань". Со временем, когда чань-буддизм занял господствующие позиции в Китае, а потом распространился в Японии, он получил свое новое название - "дзэн". Таким образом, "чань" и "дзен" обозначают одно и то же, то есть, буквальный перевод - "школа медитации".
Из биографии Бодхидхармы известно, что он сменил одежды мирянина, царское одеяние (он был принцем, третьим сыном царя) на монашеское чёрное платье. Согласно традиции, платье Бодхидхармы и та чаша, в которую он собирал подаяние стали символами передачи Учения к следующему Патриарху.
Бодхидхарму пытались шесть раз отравить. Шесть раз чудесным образом он избегал отравления. Представители других школ, других течений буддизма увидели в нём конкурента, и поняли что их позиции могут быть потеряны. Поэтому Бодхидхарма просто удалился в никому неизвестный монастырь, который был вдалеке от всех дорог. Но именно после посещения Бодхидхармой этого монастыря, слава о нем распространилась по всему миру. Это знаменитый монастырь Шаолинь. Бодхидхарма пришёл туда и, как гласит предание, девять лет непрерывно созерцал стену, он не шелохнулся - девять лет в непрерывной концентрации и медитации. Многие искатели Истины ринулись в Шаолинь, они шли за наставлениями, задавали вопросы, но Бодхидхарма не шёлохнулся. Девять лет шёл к нему поток, люди приходили, уходили, но лишь один человек, которого звали Хуэйкэ, ни на шаг не отходил от Учителя. Все эти годы он был рядом с ним, безуспешно задавал вопросы, но не получал ответов. И через девять лет, доведенный до отчаянья, он отсек себе левую руку и в знак своей устремленности к постижению состояния Совершенной Мудрости, поднес её Учителю. Только тогда Бодхидхарма открыл глаза и спросил: "Чего тебе надо?". Хуэйкэ сказал: "Успокой мой ум". То есть, Хуэйкэ видел, что постоянное мельтешение мыслей мешает ему осознать Истину. Он видел, что все внимание скованно этими мыслями, что он не может постичь глубинное состояние Будды. Бодхидхарма ответил ему: "Хорошо, достань свой ум, дай его мне и я успокою его". Хуэйкэ погрузился в молчание. Когда же он из него вышёл, то сказал: "Но, когда я пытаюсь найти свой ум, я не могу его найти, я не знаю где он". Хуэйкэ попробовал исследовать где находится ум. Когда он начинал проникать всё глубже и глубже, то увидел, что нет никакого конкретного места, где находится ум, откуда приходят и куда уходят мысли. И тогда Бодхидхарма сказал Хуэйкэ: "Ты уже свободен". И как только он произнёс эти слова, сознание Хуэйкэ озарилось, и он постиг глубокий смысл Учения Будды. Таким образом, Хуэйкэ стал 30-м Патриархом, начиная от Будды Шакьямуни, и вторым Патриархом Линии дзен, новой традиции, развившейся в Китае.
Бодхидхарма стал известен и тем, что собрал монашескую общину из тринадцати учеников, и стал обучать их рукопашному бою, который он изучил, воспитываясь у себя дома в Индии. Согласно традиции, Бодхидхарма стал основателем целого направления в восточных единоборствах. Воспитывая своих учеников, он всегда предпочитал динамичное, подвижное искусство борьбы всем методам сидячей медитации. Когда в империи произошел государственный переворот, Бодхидхарма пришёл на помощь своему императору. Он возглавил общину своих учеников, вооружённых одними посохами, которая напала с гор на десятитысячную армию мятежников и сумела её усмирить. Этот монастырь стал прародиной очень многих школ боевых искусств. И уже в новом, возрождённом виде он и по сей день существует в Китае.
Таким образом, с Бодхидхармы начался новый отсчет среди Патриархов Линии. Он стал Двадцать девятым индийским и Первым китайским Патриархом.
Нововведения в чань-буддистских монастырях начались с Патриарха Байчжана, который решил полностью реформировать чань-буддизм, сделать его независимым от спонсоров, царей и вельмож, не рассчитывая на их милость. Чтобы монахи не проводили свое время в праздности, он сделал главным принципом в чань-буддистских традициях - принцип самоокупаемости, самообеспечения. То есть, монахи должны были жить не за счет подаяния на базарах и выпрашивания милостыни, а они должны были сами выращивать урожай и за счет этого жить. Именно Патриарху Байчжану принадлежит знаменитое изречение: "День без работы - день без еды".
Расцвет китайской ветви Учения начался с Шестого Патриарха Хуэйнена (637-713), который ещё при жизни имел высокий духовный авторитет по всему Китаю. Впоследствии Хуэйнен стал легендарной личностью дзен-буддизма. Более десяти его самых ближайших учеников стали основателями отдельных направлений или монастырей. Начиная с Хуэйнена, у каждого из Учителей, Патриархов Учения, было несколько учеников-преемников. От каждого из них стала развиваться новая школа или направление. Некоторые из этих направлений просуществовали очень недолго: десятки или сотни лет. Большая часть из них вымерли или синтезировались с другими линиями; какие-то сохранились и поныне. То есть уже после Хуэйнена в дзен-буддизме идёт огромное количество линий, и с каждым поколением Учителей они всё более и более расширялись.
Учение распространилось по всей стране и настолько вошло во все сферы жизни, что понять культуру того региона невозможно, не поняв дух дзен. Знаменитая чайная церемония - это практика дзен, практика медитации. Живопись и каллиграфия тоже были проникнуты духом дзен. Боевые искусства так же были духовной практикой, сам Бодхидхарма, I-й Патриарх дзен, обучал этому искусству монахов Шаолиня. Для того, чтобы стать правительственным чиновником необходимо было сдать экзамены по многим видам искусств. Если человек действительно хотел получить это место, то у него должен был быть очень высокий уровень духовной практики. Конкурс на место высокопоставленного чиновника был огромный, как в самые элитные вузы. Молодые люди со всех уголков Китая стекались туда и сдавали экзамены. Проходили наилучшие, те которые были проникнуты духом дзен, которые могли полностью реализовать свой творческий импульс, своё творческое вдохновение.
Наступил золотой век дзен, когда в Китае практически в одно и тоже время практиковали и передавали Учение многие очень известные Учителя: Линьцзы, Мацзы, Байчжан. Это уже говорит о том, что в Китае средний духовный уровень населения был необычайно высок. Дух дзен оказал влияние на весь регион, на всю культуру. Это величайшее Учение сформировало последующую историю всего региона. Учение продолжилось по Линии ученической преемственности и дошло до наших дней.
Практика
В дзен-буддизме людям предлагается возможность тут же вступить в практику. Причем дзен-буддизм всегда предлагал практику в повседневной жизни. Последующие Учителя, после Бодхидхармы, стали развивать эти положения и указали на то, что все методы сидячей медитации не являются практикой, что их можно рассматривать только как подготовку к настоящей, серьёзной практике. Если же человек пытается практику привнести в повседневную жизнь, пытается практиковать, где бы он не был и чем бы он не занимался, то это и будет настоящей практикой.
Каждый Учитель в Линии дзен, очищает все наслоения, которые есть в ученике. Он сразу же обращает ученика к его собственной практике. Учитель ставит его в ситуацию, в которой ученик либо тут же поймёт все сразу, либо не поймёт ничего. Таким образом ученик, ежедневно совершенствуя свой уровень практики, может в любой момент достичь самых высших результатов. И поэтому не случайно, в линии всех буддийских школ, в особенности в линии дзен-буддизма, подчеркивалось, что не имеет значения эрудиция человека или его интеллект. Был ли он монахом или мирянином, изучал ли какие-то книги - он может достичь самых высших результатов. И не имеет значения, сколько человек практиковал: десятки лет или пришёл и достиг высших результатов сразу. У каждого человека существует возможность сделать сразу самый кратчайший, прямой шаг к своему внутреннему состоянию, и только от самого человека зависит, как быстро он сделает этот шаг. И вся дальнейшая система обучения построена только на том, чтобы человек сделал этот шаг мгновенно, как можно быстрее.
Поэтому Учителя всегда торопят своих учеников. Они постоянно (как пишут в притчах) хватают учеников за ворот, бьют их, кричат им: "Ну давай же быстрее!". То есть, предлагают им сразу освободиться от всех медленных и постепенных методов, предлагают сразу прийти к самому Высшему. И не имеет никакого значения, чем человек был занят в этот момент - Учитель сразу выдергивает его из повседневной рутины к достижению Высшего состояния.
В настоящее время более трех тысяч человек получили посвящения в различные практики Серединного Пути в разных странах и регионах мира. Центры Учения и их филиалы существуют в девяти городах Украины -Хмельницке, Харькове, Виннице, Одессе, Житомире, Киеве, Днепропетровске, Староконстантинове, Полтаве. А также в Лос-Анджелесе (США), Дортмунде и Мюнхене (Германия).
Для того, чтобы начать практиковать в традиции Серединного Пути, необходимо получить посвящение от Учителя или от практикующих, которые имеют разрешение непосредственно от Учителя.